Перинатальная психология и психотерапия

Психологическая и психотерапевтическая помощь женщинам в период ожидания ребёнка

Беременность  как период ожидания ребёнка, является одним из этапов  формирования и развития материнской потребностно-мотивационной сферы личности женщины.

Материнство как  сложное психологическое образование, проходит долгий путь развития, который начинается  в самом раннем детстве и  уже к подростковому возрасту  представляет собой некое общее   представление о материнско-детских отношениях, ценности и важности этих отношений в жизни женщины.  Материнство как набор ценностей, установок и позиций женщины по отношении к ребёнку, складывается под воздействием стереотипов и моделей родительства, принятых в обществе, а также,  в конкретной семье.

В благополучной адаптации женщины к роли матери,  её субъективном благополучии и удовлетворенности жизнью,  многое зависит от того,  как она принимает и переживает свою беременность.

Надо сказать, что женщины по-разному воспринимают и переживают  физиологические и психологические  изменения, сопровождающие  беременность. На практике, для некоторых женщин беременность окрашена положительными ощущениями, интересом к предстоящим изменениям в жизни и осознанием своей новой роли.  Для других,  характерны тревога и даже страхи по поводу изменений, плохое самочувствие; третьи – склонны к  игнорированию любых изменений.

Период беременности, является сенситивным периодом для формирования стиля эмоционального сопровождения ребёнка. Очевидно, что психологическое просвещение о физиологии и психологии беременности, консультирование по личным и семейным вопросам или коррекция негативных личностных смыслов, влияющих на переживание беременности,   могут оказать важную роль в формировании гармоничной модели материнского поведения.

Зачем нужны психологи и  психотерапевты

Во-первых, это выявление женщин «группы риска» и оказание им профессиональной помощи и поддержки. В эту группу попадают  женщины с высоким уровнем страха перед родами. Такие женщины, часто стремятся всеми способами добиться родов с обезболиванием или  посредством кесарева сечения. Важно понимать, что данная операция  делается только по показаниям, и не может быть предложена по желанию. Безусловно, некоторое повышение уровня тревоги во время беременности закономерно и нормально, при этом адекватность ситуации,  логичность появления  тревожных переживаний свидетельствуют о процессах адаптации женщины к новому состоянию, формируют ответственное отношение к тем изменениям, которые происходят в организме. Патологический характер тревога и страхи приобретают при несоответствии их интенсивности фактору, вызвавшему их появление. Повышенный уровень тревожности, страхи и фобии часто являются невротическими симптомами, однако, могут быть обусловлены и резидуально-органическими изменениями головного мозга, и наличием эндогенных психических расстройств, что диктует необходимость дифференцированного подхода как к диагностике, так и вмешательству (психологической или психотерапевтической помощи). Выявление фобий, насильственных, сверхценных или бредовых страхов требует наблюдения и лечения у врача-психотерапевта.

Во-вторых, среди беременных, сохраняющих свою беременность в стационаре, часто оказываются женщины с психосоматическими недомоганиями.  В таких случаях, медикаментозная поддержка, не оказывает желаемого эффекта и необходима психологическая коррекция. Женщины с неблагоприятным течением беременности демонстрируют следующие психологические особенности, требующие психологической или психотерапевтической коррекции: общая инфантильность, проявляющаяся в незрелости личностной сферы, нарушенная полоролевая идентификация, неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации, эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности, подавленная агрессия разной направленности, осложненные отношения с другими людьми, в первую очередь – близкими,  деструктивный опыт отношений с собственной матерью. Это те проявления, которые связаны с нарушением психологических механизмов адаптации и проявляются в форме инфантильных или искаженных способов реагирования в ситуациях адаптации, к которым в первую очередь относятся стрессы, изменения жизненной ситуации  (физические, физиологические, психологические и социальные).

В-третьих, нуждаются в помощи, порой не только психологической, но и социальной, юридической,  женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Ими могут оказаться, женщины с нежеланной беременностью, или имеющие неблагоприятную семейную ситуацию, или  не имеющие возможности содержать ребёнка и мн.др. Помощь может быть оказана в виде вовремя предложенной информации о социальных службах города, юридических правах матери , а также , в принятии осознанных и взвешенных решений о будущей жизни.

Особая ситуация – это перинатальные потери. Речь идет о необходимой грамотной, то есть профессиональной помощи женщинам, столкнувшимся с потерей беременности, или антенатальной гибелью плода, также как и потерей ребёнка во время родов или сразу после. Специалистами доказано, что, не отреагированная потеря, эмоционально не пережитое горе может быть непреодолимым препятствием для полноценной адаптации человека, может стать причиной серьезных психологических проблем. Ситуация перинатальной потери отличается от ситуаций, возникающих при иных утратах, сочетание физиологического стресса с психологическими и социокультурными факторами создает сложную картину травмирующего опыта, возрастает риск развития осложненного переживания горя. Несостоявшиеся родители переживают не только физическую утрату ребенка, но и символическую утрату (родительского статуса, своего будущего, части себя, надежд и мечтаний). Кроме того, для большинства окружающих эта потеря не видима, не реальна, право родителей на длительное и полноценное переживание горя зачастую не признается, что усугубляет их состояние. В процессе сопровождения переживаний перинатальной утраты необходимо учитывать индивидуальные особенности клиента и саму ситуацию утраты, дифференцировать нормальное протекание работы горя от его осложненных форм, требующих уже психотерапевтической помощи, возможно, и медикаментозного лечения. Например, осложненной является ситуация, при которой в процессе проведения антенатальной диагностики были установлены тяжелые пороки развития плода.  Амбивалентность чувств (скорбь, чувство ответственности за состояние ребенка, крушение надежд и в тоже время желание, чтобы ребенок не появился на свет, и обвинения себя за эти желания), интенсивность переживаний с чувствами вины, неуверенности, недоверия себе и партнеру могут привести к развитию тревожных и депрессивных расстройств, ПТСР.

Также, сегодня, в связи с ростом вспомогательных репродуктивных технологий, увеличился процент женщин с ЭКО беременностью. Процент успешных беременностей, то есть завершившихся успешным родоразрешением, к сожалению не так высок. Такие женщины,  отличаются сверх фиксированностью на беременности, что проявляется в тревожном переживании беременности. Как правило, семейная пара, прибегающая к процедуре ЭКО, уже имеет за своими плечами длительный опыт лечения от бесплодия, или негативный опыт, связанный с рождением нездорового ребенка, или опыт неудавшихся беременностей. Все эти ситуации накладывают отпечаток не только на физиологический, но и на психологический аспект здоровья, придают огромное значения для состава ожиданий этой пары, повышают внутриличностное напряжение и тревогу.

Таким образом, направления работы перинатального психолога или психотерапевта связаны с оказанием психологической помощи  женщине или семье на этапе ожидания и появления на свет ребёнка, в связи с многочисленными вопросами,  переживаниями , сопровождающими как физиологическую, так осложненную соматическими недомоганиями беременность.

Авторы статьи: психолог роддома 9, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа Боязитова Т.Д., врач психотерапевт института Отта, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа, к.м.н. Блох М.Е.

Информация для специалистов!

В Санкт-Петербурге реализуется уникальная обучающая программа для специалистов, оказывающих поддержку семье на этапе ожидания ребенка. Целевая группа - психологи, акушерки, социальные работники и др.  Обучение проводится на базе Восточно-европейского института психоанализа, практика в рамках обучения реализуется на базе 9 роддома. 
Социальная значимость обучающего проекта заключается в знакомстве  специалистов , занимающихся подготовкой к родам  с особенностями психологического сопровождения родов в условиях родильного дома, а также, психологическом просвещении медицинских работников на актуальные темы перинатальной психологии.
Программа обучения: